Как школам добиться результатов на олимпиаде? Изучаем опыт Марьиногорской гимназии

 

Как школам добиться результатов на олимпиаде? Изучаем опыт Марьиногорской гимназии

Фото: автора и Светлана Курейчик

Помните историю девятиклассницы Сони Ивонинской из Марьиной Горки? Она привезла в родной район победу на республиканской олимпиаде по биологии. Оказывается, в гимназии, где учится Соня, выстроена целая система, которая помогает ученикам добиться результатов на финальном этапе олимпиады. Как она работает, «Минская правда» узнала у директора заведения Сергея Зинкевича и заместителя директора по учебно-методической работе Жанны Король.

По словам Сергея Зинкевича, для него вопрос результативности на заключительном этапе олимпиады всегда стоял очень остро. Ученики гимназии добирались и до области, и до республики, но не привозили дипломов или похвальных листов. При этом дети с удовольствием участвовали в конкурсах, а педагоги усердно вкладывались в воспитанников. Упрекнуть было решительно некого. Именно тогда стало очевидно, что проблема скрыта в самой системе подготовки.

Шаг первый: собрать команду педагогов

— Первый год пытались найти ходы для результативности, – рассказывает Жанна Король. — Очень скоро стало понятно, что детей должна готовить команда учителей. Первая проба пришлась на Наташу Митрохович – она выступала на олимпиаде по русскому языку. В подготовке задействовали трех педагогов, в том числе учителя-ветерана, и каждый из них отвечал за свое направление. Результат получился очень хороший: Наташа вышла на республику, но, к сожалению, не смогла выступить от гимназии на финальном этапе — в том году его отменили из-за коронавируса.

— Плюсы в этой системе были для всех, — говорит Сергей Зинкевич. — Во-первых, она взяла в три раза больше от разных учителей. Во-вторых, педагоги могли сконцентрироваться на одном направлении – работать проще, но можно дать более глубокие знания.

— Роль учителя-предметника тоже очень важна, — добавляет Жанна Король. — Соню курировала Татьяна Геннадьевна Гаус. Она занимается не только подготовкой к республиканским олимпиадам. Не было года, чтобы она не представила работы на научно-практической конференции. В этом году статью Татьяны Геннадьевны, посвященную использованию STEM-технологий в биологии, опубликовали в сборнике МОИРО. А когда мы трудились над инновационным проектом, Татьяна Геннадьевна была среди первых, кто был готов представить свой опыт.

В подготовке задействованы и вузовские преподаватели. Например, с 2021 года Марьиногорская гимназия заключила договор с ЮНИ-центр-XXI при БГУ. Педагоги соглашаются: курсы не подходят под категорию бюджетных, но и окупают средства с лихвой: ребятам дается и теория, и практика, и задачи, и тесты. А на выполненные задания всегда поступает обратная связь с подробнейшими объяснениями.

Шаг второй: уметь находить таланты

В целом подготовка к олимпиадам начинается в седьмом классе – именно тогда у гимназистов стартуют стимулирующие занятия, и дети получают углубленные знания по предмету. Главная задача для учителей – найти среди искренне заинтересованных учеников олимпиадных «звездочек». В этом гимназии помогает выстроенная система диагностики: психолог анализирует способности детей, выявляет самых способных, а их уже «подхватывают» учителя. И вот в чем нюанс: не всегда будущие победители олимпиадного движения находятся среди прилежных учеников с одними «десятками» в аттестате.

— В основном в олимпиадном движении участвуют замотивированные дети, которые стараются успевать по всем учебным предметам. Но нужно понимать: олимпиадники – не всегда отличники, — заключает Жанна Король. — Например, наш ученик Саша Антонович в основном получал пятерки-шестерки – для гимназии это небольшой балл. Но при этом он дошел до республиканской олимпиады по информатике – потому что просто влюблен в предмет. Смог самостоятельно освоить несколько языков программирования!

Шаг третий: сделать привычной конкурсную атмосферу

Задействовать сильнейших педагогов и дать ученикам все условия для подготовки – казалось бы, идеальный рецепт победителя олимпиады. Но все не так просто. Победа во многом зависит от везения, настроя учеников и психологической готовности. Ведь вливаться в олимпиадное движение ученики начинают в восьмом-девятом классе – и, получается, что до этого времени просто не представляют, как выглядят олимпиадные задания и какая атмосфера их ждет во время соревнований. Поэтому Марьиногорская гимназия стала организовать собственную, гимназическую олимпиаду для 5-8 классов, в этом году ее провели и для начальной школы.

Плюсы есть для всех: дети состязаются и видят уровень своих знаний, а педагоги могут отслеживать успехи учеников. Ребята участвуют в олимпиаде каждый год — и когда они подходят к республиканскому конкурсу, они обладают опытом и понимают, с чем могут столкнуться.

Часть подготовки приходится и на летний период. Первые две недели июня, пока учителя в школе, гимназисты по желанию ходят на занятия по интересам. Их организуют только для мотивированных детей, погруженных в учебные предметы.

— Ребята по два-три часа изучают математику, физику, английский, биологию. Определенный блок заданий остается ребятам на лето. Если ученикам что-то непонятно, они могут задавать вопросы и в скайпе, и в вайбере — наши учителя довольно мобильные, — говорит Жанна Король.

Каковы результаты?

Перестроенная система подготовки хорошо показала себя в последние пять лет. Судить об этом можно по имеющимся цифрам. В 2017/2018 учебном году от гимназии участвовало 6 учеников на областной олимпиаде, из них победил один. Уже в следующем году учреждение отдало на область 17 учеников, из которых трое одержали победу. В следующие три года — вплоть до 2022 — от Марьиногорской гимназии на область шло от 11 до 15 учеников, завоевывая по две-три победы. Процент успешности участия в олимпиадах за пять учебных лет поднялся с 16,7% до 20%, а в прошлом году достиг аж 27,3%. Интересно, что показатель выше, хотя количество дипломов и в 2021, и в 2022 году одинаковое.

Как указывает Сергей Зинкевич, понадобилось несколько лет на «обкатку» системы. Но это не значит, что ее совершенствование остановилось. Например, только в прошлом году гимназия запустила обновленный формат девятидневного круглосуточного лагеря. Он получил практическую направленность — и неожиданно для всех стал пользоваться бешенной популярностью у гимназистов.

— К проведению этого лагеря мы готовились практически весь прошлый учебный год, – рассказывает директор. – Все девять дней ребята занимались работой над проектом. Он был основан на STEM-технологиях и получил рабочее название «Вулканы». Все участники лагеря разбивались на пять команд. Каждой из них доставался вулкан в разной точке земли. За девять дней командам нужно было досконально изучить свой объект и презентовать его в финальный день.

Казалось бы, тема чисто географическая, но программа лагеря была построена так, что при деле оказались все. Даже чтобы найти свой вулкан, ребята должны были пройти квест и отыскать объект по координатам. Физики делали расчеты и узнавали скорость направления ветра, чтобы узнать, где осядет пыль от извержения. Биологи разбирались в природных условиях вокруг вулкана и узнавали, насколько вода нагревается от попадания лавы и чем это грозит местной флоре и фауне. Нашлось задания и для искусствоведов, которые находили картины и литературные произведения, где упоминались вулканы команд.

— На финише наши школьники представляли работающие модели вулканов, некоторые из них даже зажигались, – с улыбкой вспоминает Сергей Зинкевич. — Этот лагерь тоже стал своеобразной системой подготовки ребят: они зажглись, заинтересовались предметами. Дошло до того, что 1 сентября к нам приходили дети и спрашивали, можно ли записаться на этот год. К слову, в этом году лагерь такого же направления обязательно проведем, но вот тему до последнего будем держать в секрете.

Источник: МЛЫН.BY

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *