Какая ответственность грозит за распространение экстремистских материалов?

Проблема оптимальной регламентации жизни людей в обществе имеет непреходящее значение. С детства мы сталкиваемся с проблемой, что делать можно, а чего делать нельзя. Чтобы урегулировать взаимоотношения, человеческое общество было вынуждено устанавливать законы и правила совместной жизни и деятельности. Между тем, до сегодняшнего дня в своём развитии общественные отношения не достигли определённого единства потребностей отдельно взятой личности и общества в целом, что приводит в некоторых случаях к игнорированию, либо нарушению некоторыми людьми общепринятых норм и правил поведения, то есть к правонарушениям.

В складывающейся обстановке как никогда необходимо строгое соблюдение гражданами Республики Беларусь общеустановленных норм и принципов, закрепленных в законодательстве. Важнейшими условиями существования государства являются гарантии общественной безопасности и соблюдение конституционных прав и свобод граждан.

Любой гражданин может выражать свою гражданскую позицию в соответствии с установленным порядком. Но никому не позволено нарушать установленные в государстве правовые нормы, особенно по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов. Любые противоправные действия наказываются согласно законодательству. Это определено в статье 3 Конституции Республики Беларусь. Государство гарантирует каждому гражданину свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33 Конституции Республики Беларусь).

Но любое ли проявление свободы допустимо? Государство, в контексте изучаемой темы, в законодательных актах определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

Экстремизмом (экстремистской деятельностью), согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О противодействию экстремизму» – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, – организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:

насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;

захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;

создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;

содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;

распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;

оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;

создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;

осуществления террористической деятельности;

разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;

организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;

реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;

воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;

финансирования экстремистской деятельности;

публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;

публичных призывов к действиям, указанным в абзацах втором – семнадцатом настоящей части, а также публичного оправдания таких действий.

Экстремистские материалы – символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Экстремистская организация – организация, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение суда о признании ее экстремистской.

Экстремистское формирование – группа граждан, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность, в отношении которой принято решение Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности о признании ее экстремистской.

Экстремистская символика и атрибутика – использующиеся в целях осуществления экстремистской деятельности или ее пропаганды, в том числе путем публичной демонстрации, и при призывах к деятельности и действиям, указанным в абзацах втором – семнадцатом части первой настоящей статьи, флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, иные подобные объекты, включая объекты, которые являются или могут являться объектами авторского права, смежных прав, права промышленной собственности, в том числе нацистская символика и атрибутика, а равно любые изображения лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением действий, указанных в части первой настоящей статьи.

Википедия и ряд других источников дает определение: медиапространства – это электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы и другие сообщества могут действовать вместе в одно и то же время. В этом пространстве они могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство.

Медиапространство – электронная окружающая среда, сплетение социальных сетей, аудиоресурсов, зрительных образов, средоточие современных цифровых платформ и площадок. В этом пространстве люди взаимодействуют друг с другом, общаются, создают и воспринимают самые разные виды контента: текстовый, звуковой, визуальный.

Как соотносится информационное и медиапространство? Медиапространство является частью информационного. В отличие от медиапространства, информационное отражает все многообразные события, происходящие в социальном пространстве. Информационное пространство многозначно. В медиапространстве больше, чем в информационном, потоков сообщений, направляемых и регулируемых субъектами политики и экономики, в т.ч. любыми физическими лицами.

В XXI веке важно понимать, что любое физическое лицо, имеющее доступ к электронным средствам, может создавать, видоизменять и распространять любую информацию по своему усмотрению. Но это «усмотрение» должно находиться в рамках правового поля, без нарушения установленных норм, в т.ч. экстремистских проявлений.

Для предупреждения экстремистских проявлений, пресечения террористических актов, решения задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь осуществляют деятельность силы обеспечения национальной безопасности.

В течение последних годов таких проявлений было множество, примеров несть числа. Встречаются отдельные случаи и в настоящее время.

Важно противодействовать экстремизму.

Противодействие экстремизму основывается на принципах (ст.3):

законности;

признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;

сочетания гласных и негласных методов противодействия экстремизму;

приоритета обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

сотрудничества государства с организациями и гражданами;

приоритета предусмотренных законодательством об основах деятельности по профилактике правонарушений и о противодействии экстремизму мер профилактики правонарушений, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности (далее – профилактические меры);

неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно обращал внимание, что в настоящее время гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма имеет приоритетное значение. Эта работа в числе главных составляющих противодействия экстремизму, которое осуществляется посредством (ст.4):

гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, формирования у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма;

осуществления профилактических мер;

предупреждения, выявления и пресечения экстремистской деятельности.

Поэтому, исходя из неотвратимости наказания за экстремистскую деятельность и в целях предупреждения, выявления и пресечения данных правонарушений, необходимо рассматривать противоправные деяния любых физических лиц в виртуальной среде (медиапространстве), влияющие на реальные события, использующие электронные средства коммуникации, в нарушение нормативных правовых актов.

Рассмотрим данную проблему, с позиции юридической ответственности физических лиц за указанные правонарушения несколько шире.

Согласно ст.19 Закона Республики Беларусь «О противодействие экстремизму» распространение, публичная демонстрация экстремистских материалов, их изготовление, издание, хранение и перевозка в целях распространения запрещаются, а за осуществление экстремистской деятельности граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст.22).

Безусловно, речь нужно вести об административной или уголовной ответственности.

Говоря об административной ответственности нужно основываться на следующих статьях Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Примечание. Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудийи средств.

Ведя речь об уголовной ответственности за распространение экстремистских материалов, необходимо в деталях довести положения главы 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против государства». Это статьи 361 со всеми полагаемыми значками: от 1 до 5.

В частности: статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, – наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Также будет уместным рассмотрение статьи 4231: «Неисполнение решения о признании организации, деятельности индивидуального предпринимателя экстремистскими, о прекращении деятельности представительства иностранной или международной организации и (или) приостановлении их деятельности»

Неисполнение должностным лицом организации, представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателем вступившего в законную силу решения суда о признании организации экстремистской, запрещении ее деятельности, ее ликвидации и запрещении использования ее символики и атрибутики, о прекращении деятельности представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, признании этой иностранной или международной организации, зарегистрированной за пределами Республики Беларусь, экстремистской, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, запрещении использования их символики и атрибутики, о признании деятельности индивидуального предпринимателя экстремистской и ее прекращении, запрещении использования его символики и атрибутики, а равно неисполнение должностным лицом организации, представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, индивидуальным предпринимателем постановления о приостановлении деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, индивидуального предпринимателя, вынесенного в случаях, предусмотренных законодательством о противодействии экстремизму, –наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Будет уместным знать, что в числе оснований по расторжению трудового договора по инициативе нанимателя в соответствии с пунктом 7 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь определено: отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей.

Также следует напомнить, что впервые в истории суверенного государства был создан прецедент: лишение воинского и специального звания в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 мая 2021 г. № 174.

Безопасность – одна из основных потребностей человечества, основное условие существования человека, залог свободного его духовного, нравственного и физического развития. Однако, социальная безопасность человека, её игнорирование дорого обходится и государству, и обществу, приводит к опасным явлениям, дестабилизирует обстановку, нарушает нормальную жизнь граждан, работу государственных органов, организаций, предприятий, застигает государство и правоохранительные органы врасплох, тем самым подрывает основы общества и репутацию страны.

Медиапространство – стало неотъемлемой частью нашей жизни. Интернет – главная составляющая часть медиапространства. В этой связи необходимо руководствоваться особенностями использования национального сегмента сети Интернет. Это определено Указом Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 350. Каждому физическому лицу надо понять, что его любые действия в медиапространстве не должны нарушать закон и они (эти действия) прозрачны для соответствующих структур. А «сбор, обработка, хранение, передача, использование персональных данных физического лица осуществляются без его согласия с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации» в соответствии с п.1.2. вышеназванного Указа.

Прокурор Пуховичского района Дмитрий Лугин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *