На праздник со всех концов страны, или Почему фестивальный Молодечно притягивает гостей

Почти тридцать лет (с 1993 года) Молодечно гостеприимно собирает любителей и ценителей искусства на одно из важнейших культурных событий города и страны — Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии «Молодечно». Многочисленные творческие встречи, интересные выставки, театрализованные представления и, самое главное, конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни проходят 10-11 июня на главных площадках города. Корреспонденты БЕЛТА присоединились к празднику, чтобы рассказать об атмосфере в эти дни в солнечном Молодечно.

С первого фестиваля одно из главных событий программы — Национальный конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни. В нем принимают участие ребята, которые профессионально занимаются вокалом с ранних лет. Почти все из них имеют музыкальное образование, активно участвуют в областных, районных и городских концертных программам, благотворительных акциях, становятся победителями международных и республиканских конкурсов и фестивалей.В этом году лучшим исполнителем стала представительница Могилевской области — 24-летняя Анна Рыбакова. Она обошла 20 других конкурсантов из шести областей и города Минска и получила Гран-при — приз имени Владимира Мулявина.

По словам Анны, победа для нее была неожиданной и очень радостной. «Я искренне старалась, пыталась через эмоции донести смысл песни и сделать все, что в моих силах», — отметила она. В конкурсе в Молодечно Анна участвует во второй раз. В прошлом году ей не удалось занять призового места. «Усердно целый год готовилась, занималась, открывала в себе новые грани, новые вокальные приемы — и вот трудом моего педагога и моим трудом, общим тандемом все получилось», — сказала она.

Возглавил жюри конкурса в этом году художественный руководитель, главный дирижер Национального академического концертного оркестра Беларуси Максим Рассоха. Его мы встретили у гостиницы в центре города днем, еще до оглашения результатов. По словам Максима Рассохи, опытные исполнители, которые на сцене не первый раз, видны сразу: они ведут себя спокойно, управляют голосом, умеют петь в микрофон и под оркестр. «Сразу видно, кто справился, а кто немного растерялся, кто был не уверен», — поделился он своим мнением.

Максим Рассоха признался, что на фестивале в Молодечно впервые, однако успел «окунуться в лоно национальной культуры». Он считает, что важно следовать принципу трех «кто»: кто, если не мы, будет это сочинять, кто, если не мы, будет это играть, и кто, если не мы, будет это слушать.

На празднике белорусской песни и поэзии представлены белорусские композиторы и поэты разных периодов, что очень важно, заметил художественный руководитель. «Видна эволюция белорусской песни, ведь в разные десятилетия были свои приоритеты — и все это в песнях слышно», — заметил он.

По словам Максима Рассохи, благодаря молодечненскому и другим фестивалям, связанным с национальной культурой, белорусы убеждаются, что их культура имеет глубокие корни и крепкие традиции. «Наш национальный оркестр популяризирует белорусскую культуру прошлых веков, показывая высокий исполнительский и композиторский уровень. Между прочим, в Беларуси при дворах богатых магнатов работали лучшие композиторы Европы, поэтому уровень был действительно высокий. Но мы об этом мало знаем. Задача нашего коллектива — нести эти знания в массы, чтобы народ гордился своей историей, своей землей», — сказал он.

Духом творчества, национального самосознания и большой гордости за наши богатые таланты и нашу страну пронизана вся атмосфера фестиваля. Взять хотя бы проект «Молодые голоса Беларуси», который проходил в концертном зале Дворца культуры. В нем участвовали лауреаты международных конкурсов, солисты Большого театра оперы и балета Беларуси, Белорусской государственной академии музыки, Молодечненского молодежного народного музыкального театра. Концертную программу сопровождал симфонический оркестр Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского.

Среди внимательных и преданных поклонников белорусской музыки была семья Самойловых. Супруги — люди творческие: работают учителями изобразительного искусства в СШ №4 Молодечно.

«Хожу на фестиваль с 1993 года, не пропустив ни одного раза. Раньше выступали чаще на центральной площади. Если билеты не доставали, смотрели со стороны, но всегда старались попасть на концерты. И сейчас идем на выступления, — сказала Елена Самойлова. — Мы, местные жители, очень гордимся, что в нашем городе проходит такой фестиваль. Это действительно очень важно, что прославляют нашу белорусскую поэзию, музыку».

Сергей Самойлов рассказал, что ранее он и его супруга участвовали в фестивале как художники, готовили выставочные работы. «По сути, все время были задействованы, постоянно участвовали в выставках, различных постановках, так было из года в год. А сегодня любим посещать различные музыкальные программы», — продолжил он.

«Мы люди прогрессивные и живем с расчетом на будущее. Нам интересны все аспекты — и музыка, и театр, и художество. Мы люди творческие», — добавила Елена Самойлова.

Заметили на концерте и директора Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Владимира Воропаева. Музей привез в Молодечно передвижную экспозицию.

«Акция называется «Дорога памяти». Мы проехали уже по 20 городам Беларуси, в основном по Минской области. До 1 октября еще предстоит проехать 35 — это только утвержденных, но еще и параллельно (посещаем некоторые населенные пункты. — Прим. БЕЛТА). Будем стараться посетить как можно большее количество населенных пунктов — городов и сел, побывать там, где можно проехать на нашей машине, а она немаленькая. Я думаю, что до конца года городов 60 мы посетим», — рассказал Владимир Воропаев.

Что касается самого фестиваля, директор музея отметил, что бывал здесь в то время, когда руководил ансамблем песни и танца Вооруженных Сил. «Нахожусь в этом зале, смотрю на знакомые лица и, конечно, душа наполнена впечатлениями. Это всегда гостеприимный город, здесь звучит много музыки, здесь много говорят о нашем наследии. Здесь молодые исполнители делают свои первые шаги, а профессионалы, которые заявили о себе, получают дальнейшее развитие — это дорогого стоит», — заметил он.

Владимир Воропаев уверен, что фестиваль в Молодечно интересен. «Я общался с людьми и вижу, как они ждут фестиваль. Приходят не только жители Молодечно. Приезжают из соседних районов и Минска, других городов, — сказал он. — Конечно, здорово, что у нас в стране есть такие уголки, которые объединяют творческих, да и не только творческих, людей. Ведь главная идея — сохранить наше наследие, еще раз увидеть друг друга и порадоваться», — сказал он.

Самый юный участник концерта Родион Чуринин — ученик председателя Белорусского союза композиторов Елены Атрашкевич. После выступления мальчика мы с ней и пообщались. Композитор рассказала, что с большим удовольствием по приглашению художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского Григория Сороко подготовила партитуру специально для этого проекта, чтобы молодой артист имел такое счастье — спеть с симфоническим оркестром.

Родион Чуринин — солист студии «Спяваем разам» Дворца культуры Молодечно. «Я работаю здесь достаточно давно и руковожу этой студией с 1998 года. Каждую неделю приезжаю в Молодечно и воспитываю молодые таланты», — рассказала Елена Атрашкевич. Что касается Родиона, она заметила: у него за спиной есть проекты с духовыми оркестрами. «Я думаю, что у этого мальчика большое будущее», — отметила она.

В целом фестиваль — площадка, которая открывает новые имена. Лауреаты конкурса молодых исполнителей по традиции становились солистами оркестра под управлением Михаила Финберга. «Многие, кого мы сейчас видим в качестве солистов этого оркестра, — выходцы из этого конкурса. Есть масса артистов, которые потом попадают на «Славянский базар», — заметила она.

Празднично и на центральных улицах города. На площади, например, проходил совместный творческий проект талантливой молодежи государственных учреждений Минской области — Минского государственного колледжа искусств и Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огинского «Мелодия сердца».

Рядом свое творчество выставили народные умельцы. А некоторые, как керамист Александр Орлов, помимо презентации работ провели и мастер-классы.

Гончарство — основное направление для Центра ремесел поселка Глуша Бобруйского района, где и работает Александр Орлов. Впрочем, здесь занимаются также соломоплетением, вышивкой, текстильной игрушкой, рассказала заведующая центром Лаура Фомцова.

По ее словам, мастер-класс пришелся по душе детям. «Александр Васильевич умеет так завлечь, что за ним ходят по пятам. Рабочий день в нашем центре или нет — дети бегут к нему, лепят или просто общаются. Они приходят к нему как домой. Редко встретишь такого руководителя, с которым настолько комфортно», — заметила она.

«Я сама периодически сажусь за гончарный круг, но у меня ничего не получается. А он только приложит два пальца — и все выросло. Ну, разве не волшебник?» — подчеркнула она.

Свои работы выставил и народный мастер Беларуси Юрий Бовда. Всю жизнь он занимается гончарством. «Занимаюсь керамикой 52 года и не жалею, что моя жизнь связана с глиной. Верно же говорят: «Кто на гліне, той не згіне, а хто круціць — той жыве», — отметил мастер.

Он вспомнил, что лет 20 назад его спрашивали, не хочет ли он поменять профессию. «На пераправе каней не мяняюць, а я нарадзіўся ў год каня», — ответил он тогда. А нам добавил: «Если родился в понедельник, ожидает дорога. «Так и получилось: все время дорога. Где только я не был! Даже в Венесуэле». Ездил туда в 2008 году по программе творческого обмена вместе с несколькими известными белорусскими ансамблями.

Юрия Бовду знают не только в республике, но и за пределами. Диапазон работ огромный — он создает изделия размером от сантиметра до 2 м. Принимал участие в оформлении интерьеров музыкальных школ, клубов, ДК. Часто бывает на фестивалях, днях города. За его работами люди обращались даже в пандемию.

Интересным нам показалось мастерство Анастасии Шпак из Крупицкого центра культуры имени В.Грома. В тот момент, когда мы решили с ней пообщаться, она плела пояс из восьми прядей. «Такие пояса плели сельские девочки начиная с семи лет. Плели витые, крученые пояса. Чем старше становились девочки, тем сложнее пояса плели — браные, тканые на бердо, — рассказала мастерица. — Изделия использовали в одежде, в быту. Например, пояс можно было повесить на шею скоту, козе, барашку. У меня дедуля использовал их для мешков с картошкой и яблоками, чтобы крепче их завязать. Такие витые и плетеные пояса у меня остались от прадеда».

Анастасия Шпак уверена: важно сохранить белорусские традиции, показать их детям, сохранить генетический код. «Если мы не передадим, никто об этом не узнает», — сказала она.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

фото Рамиля НАСИБУЛИНА.

Источник: БЕЛТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *