Проект: «Путь к Победе». Герой военного романа

На Пуховщине в 1941 году встретили войну представители разных родов войск. С аэродрома в Синче начали свой путь к Победе летчики 3-го тяжелобомбардировочного авиационного полка (3 тбап). В 1940 году он передислоцировался в Белорусский военный округ и вошел в состав 52-й дальнебомбардировочной авиадивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса.

Андрей Корень

В авиаполку служил и наш земляк Андрей Семенович Корень. Согласно информации, которая есть в открытых источниках, родился он в 1916 году в деревне Хидра. В 1937 году был призван в армию. Учился в минском аэроклубе. Участвовал в советско-финляндской войне. После ее окончания попал в тренировочный авиаотряд, располагавшийся на станции Луполово недалеко от Могилева. Затем поступил в находящуюся в Поставах летную авиашколу, а после ее окончания оказался в 3-м тяжелобомбардировочном авиационном полку.

В своих воспоминаниях Андрей Семенович писал, что в полку летом 1941 года проводились тренировочные полеты. Летчиков, которые отлетали положенное время, отправили в отпуск, а их самолеты поставили на консервацию. Андрей Корень решил навестить свою родную деревню. Он вспоминал: «За праздничным столом собралось много соседей. Мне задают вопрос: «Скажи нам, пожалуйста, когда будет война?» Признаться, я очень растерялся, что ответить на этот вопрос, но, подумав, сказал: «Мы живем в такое время, когда войны не объявляются, так что нет никакой гарантии: может начаться и завтра».

Так, 22 июня, в воскресенье она и началась. В первой половине этого дня жизнь в деревне шла своим чередом. Семья Андрея обедала, когда в конце деревни появилась военная грузовая машина. На ней было трое военных, которые спрашивали у селян: где живет Корень? Им, конечно, показали дом. Андрей узнал своих однополчан, которые и сообщили, что началась война.

Первые боевые вылеты авиаполк дальнего действия совершил с аэродрома Синча. Экипажи на своих ТБ-3 летали бомбить скопления вражеской техники на крупных железнодорожных узлах. А когда немцы оккупировали район, полк улетел на восток, продолжая сражаться. В оборонительных боях в небе Беларуси участвовал и наш земляк.

…Под Бобруйском случилась история, которая его вместе с товарищами сделала литературными героями.

30 июня 1941 года шесть бомбардировщиков ТБ-3 бомбили переправы и мост на реке Березина у Бобруйска. Сначала все складывалось удачно. А потом их атаковали немецкие истребители. Советским тяжелым бомбардировщикам, работавшим без прикрытия, было сложно противостоять юрким немецким «мессершмиттам». И четыре ТБ-3 загорелось. В одном из них был и наш земляк.

Из воспоминаний Андрея Кореня:

«В четыре часа дня мы были над целью, до нее летели почти в сплошной облачности, а тут отличная солнечная погода. Обещанные нам истребители нас не встретили, и мы шли, надеясь только на собственную оборону. Не долетая до цели, мы увидели разрывы зенитных снарядов, притом на разных высотах. Зенитки били и вокруг нашей цели. Нужно было идти через зенитный огонь. Снаряды при взрыве ослепляли глаза, и лицом ощущался теплый воздух. Но ни одного нашего самолета не сбили, даже не повредили. Мы преодолели этот заградительный огонь, возможно, потому, что шли на переменных скоростях от 200 до 120 километров в час.

…Первой на цель зашла пара капитана Прыгунова, сбросила бомбы и стала заходить на второй круг. В это время зенитный огонь сразу прекратился, и мы заметили, как на первую пару напали истребители Ме-109. Самолет Прыгунова вспыхнул, начал гореть, но они все бомбы сбросили на цель и сами выпрыгнули на парашютах. Все остальные пары проделали то же самое. Последним летел самолет старшего лейтенанта Глаголева. Ему каким-то чудом удалось уйти, но до места он не долетел, был подбит и сел где-то на вынужденную… Наша машина загорелась на втором заходе, уже при отходе от цели. Командир экипажа приказал прыгать. Все, кто мог, выпрыгнули. Только штурман не выпрыгнул: у него не оказалось парашюта. Его парашют находился в кабине радиста, он там его оставил раньше, а при бомбежке и обстреле, видимо, совсем забыл об этом…»

«…Мы стали пробираться по лесу к дороге Бобруйск-Могилев. На лесной дорожке мы повстречали полуторку. В ее кузове было два милиционера, а в кабине находились солдат-водитель и старший лейтенант, корреспондент газеты «Красноармейская правда» Константин Симонов. Он подобрал нас и через сутки доставил на станцию Луполово. Это Могилев. Здесь нам была оказана медицинская помощь. Затем нас санитарным поездом отправили в город Орел, где находился эвакуационный госпиталь».

Позже Константин Симонов эту историю включил в свой роман «Живые и мертвые»: главный герой политрук Синцов, прообразом которого был сам Симонов, в районе Бобруйска становится очевидцем воздушного боя. Шестерка самолетов, вылетевших на бомбардировку переправ через Березину без прикрытия истребителями, выполняет задание, но при этом погибает почти в полном составе, а Синцов и его спутники подбирают и доставляют в госпиталь нескольких спасшихся на парашюте летчиков.

Из романа «Живые и мертвые» Константина Симонова:

«Синцов стоял в кузове несшегося по шоссе грузовика и плакал от ярости. Он плакал, слизывая языком стекавшие на губы соленые слезы и не замечая, что все остальные плачут вместе с ним.

— Стой, стой! — первым опомнился он и забарабанил кулаком по крыше кабины.

— Что? — высунулся шофер.

— Надо искать! — сказал Синцов. — Надо искать, — может, они все‑таки живы, эти, на парашютах…

Но прочесывать лес не пришлось. Когда машина прошла еще четыреста метров и остановилась, навстречу ей из лесу, сгибаясь под тяжестью ноши, вышел коренастый летчик в гимнастерке и надвинутом на самые глаза летном шлеме. Он тащил на себе второго летчика, в комбинезоне; руки раненого обнимали шею товарища, а ноги волочились по земле.

— Примите, — коротко сказал летчик…

Раненого штурмана положил в кузов, к задней стенке кабины, чтобы меньше трясло, и подложили ему под ноги кипы газет. Летчик сел рядом со своим штурманом, в головах. Потом сели все остальные. Машина тронулась…».

Полк, в котором служил Андрей Корень, летом 1944 года принимал участие и в освобождении Беларуси. Правда, на Пуховщину самолеты не вернулись, хотя были близко: бомбили вражескую технику под Бобруйском, в Осиповичах. Войну часть завершила с наименованием 23-й гвардейский Белгородский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия.

Дорога к Победе Андрея Кореня оказалась долгой: он воевал от первого дня Великой Отечественной до последнего. Из армии уволился в звании лейтенанта в августе 1946 года. Когда на экраны вышел фильм «Живые и мертвые», бывший военный летчик узнал свою историю и себя…

(Материал подготовлен на основе открытых интернет-источников).

Наталья ПАРХОМЧИК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *