Проект: Путь к Победе. Летчику-истребителю Петру Гучку звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно

Петр Иосифович… Солидно звучит… Интересно, кто-нибудь по имени и отчеству называл при жизни летчика, которому на момент гибели было 22 года? Или Петр Иосифович — это для наградных листов? Гимнастерку  юного пилота, к слову,  при жизни украшали два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны I степени. А  в воспоминаниях друзей он — просто Петр, Петя…

Жизнь  длиною в 22 года уложилась в несколько строк. Родился 18 марта 1923 года в деревне Лысовщина. Среднюю школу окончил в Минске. Как и многие мальчишки  довоенного времени, мечтал стать летчиком и целенаправленно шел к своей мечте: занимался  в Минском аэроклубе.

В 1940 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году Петр Гучёк окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. С августа 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Службу проходил в 100-м полку 9-й гвардейской истребительной авиадивизии.

За время своего участия в боевых действиях Гучёк совершил 209 боевых вылетов, принял участие в 56 воздушных боях, сбил 18 вражеских самолетов лично,  три — в группе.

«Товарищ Гучёк — смелый и решительный летчик-истребитель, с немецкими воздушными стервятниками дерется энергично, дерзко», — так было написано в одном из наградных листов.

Григорий Дольников и Петр Гучёк

3 июля 1944 года в районе города  Броды Львовской области наш земляк совершил воздушный таран и выжил. Как вспоминали его однополчане, за годы войны Гучёк ни разу не был ни сбит, ни ранен, и только однажды какая-то шальная пуля, прошив фюзеляж и кабину самолета, задела каблук кирзового сапога летчика. «Мы тогда долго шутили: «Фрицы подковать на ходу захотели!..»

Но 18 апреля 1945 года во время штурма вражеской колонны в районе города Шпремберг самолет Петра Гучка был подбит. При попытке дотянуть до своей территории горящий самолет упал и разбился. Летчик погиб.

Александр Покрышкин,  командующий 9-й гвардейской истребительной авиадивизией,  летчик-ас, трижды Герой Советского Союза:

«Боевые задачи летчики выполняли с высокой самоотверженностью. Патрулирующая группа из десяти истребителей под командованием майора Калачева, закончив барражирование над переправами, нанесла штурмовой удар по артиллерийским позициям на окраине Шпремберга. Мощный зенитный огонь «эрликонов» не остановил их. Они прорвались сквозь заслон и поразили важную цель. Но несколько снарядов попало в самолет Петра Гучка, опытного и смелого летчика. Личный

состав 100-го полка тяжело переживал гибель этого пилота. Мужественный человек, умелый воздушный боец, он пользовался большим уважением товарищей» (Из книги  воспоминаний «Познать себя в бою»).

Григорий Дольников, летчик-ас, Герой Советского Союза:

«По решению комдива Покрышкина над местом гибели Гучка уже несколько раз летали группы истребителей — от пары до звена, пытаясь с воздуха найти хотя бы следы падения машины.

И только на пятый день, когда район Шпремберга был занят нашими войсками, удалось отыскать и следы катастрофы, и могилу Гучка. Немцы в спешке зарыли его в землю неглубоко — тут же, рядом с местом падения.

Останки летчика мы перевезли на аэродром, где состоялся траурный митинг. Полк прощался с мужественным воином, верным сыном Родины. Вздрагивали плечи рыдавших женщин, не стесняясь, плакали боевые пилоты …». (Из книги

воспоминаний «Летит стальная эскадрилья»).

Петр Гучёк  похоронен в польском городе Ченстохова. 27 июня 1945 года ему было   присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Григорий Дольников  был другом Петра Гучка. Они вместе окончили Батайскую военную авиационную школу, вместе пришли в полк и  воевали плечом к плечу  вплоть до гибели Петра. Дольников в своих воспоминаниях описал, каким  наш земляк был другом, товарищем, человеком…

Цитаты из книги воспоминаний Григория Дольникова

«Летит стальная эскадрилья»

«Он умел дружить, ценил дружбу, был верен ей. Более преданного и верного товарища найти, мне кажется, невозможно».

«С Петром Гучком, как я уже говорил, мы были неразлучны. Он руководил нашим общим хозяйством: хранил в походной сумке нехитрые, но нужные солдатские принадлежности — мыло, подворотнички, иголки с нитками, бритвы и другие необходимые мелочи, которые у него всегда содержались в образцовом порядке. Я, как бесхозяйственный, доверием в таких делах не пользовался, о чем, правда, не очень-то и сокрушался — знал: все, что нужно, у Петра всегда есть».

«На земле Гучёк был крайне застенчив, до предела скромен. Когда его наградили вторым орденом Красного Знамени, а затем и орденом Отечественной войны, он искренне смущался, ведь у других орденов меньше…»

«Совсем незадолго до своего последнего вылета Петр влюбился в девушку — робко и незаметно для других. Это была официантка Зина, юная белокурая красавица.  Они были чем-то даже похожи друг на друга. Но молодые люди так и не успели признаться друг другу в своем первом чувстве».

«Когда человек уходит из жизни, обычно коришь себя за то, что мало общался с ним, недоговорил, недослушал. Так-то оно так, но в том-то, наверное, и чувство утраты, и любовь, что всегда было этого человека недостаточно и ныне недостает… После посадки я попросил Василия Ковальчука написать на моем самолете: «За Петю Гучка». Некоторые тогда говорили, что не нужно делать такие надписи: это, мол, будет демаскировать в воздухе, и фашистские асы станут особенно преследовать самолет с подобным девизом. Но я считал, что врагов нечего бояться, внушать страх должны мы, а не они».

Дорога к  Победе  Петра Гучка началась в 1943 году на Южном фронте, а оборвалась  на территории Германии в 1945 году.  До окончания Великой Отечественной войны оставалось несколько шагов…

На родине помнят земляка-героя: в агрогородке Голоцк ему установили памятник, его именем названа улица в Марьиной Горке, его имя носит пионерская дружина средней школы №4 города Марьина Горка.

(По материалам открытых интернет-источников).

Подготовила Наталья  ПАРХОМЧИК.       

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *